Арсен Тагирович Маталаев, преподаватель хореографии МАУ ДО СДЮСШОР «Прибой» города Тюмени, хореограф – постановщик

Мое знакомство с фигурным катанием можно назвать случайным. По первому образованию я — педагог по балету.  Но так получилось, что на занятия в мою школу стали приходить дети, которые сразу выделялись на фоне других: они интересно прыгали, вращались, и вообще были подготовленными.

Я стал узнавать — оказалось, фигуристы. Мы начали заниматься, растягиваться, отрабатывать технику прыжка, и однажды мне поступило встречное предложение прийти на каток.

Пришел, познакомился с тренерами, стал втягиваться в процесс, остался работать. А потом появилась возможность учиться в Москве, в ГИТИСе, и мы заключили контракт: департамент по спорту и молодежной политике оплачивает мою учебу, я — продолжаю работать с фигуристами.

Из огромного числа абитуриентов на балетмейстерский факультет поступило только 9 человек, за исключением меня — все москвичи. Но ничего, справился, получил диплом с отличием. Мы учились у такого мэтра, как Елена Анатольевна Чайковская, это была великолепная школа.

Фигурное катание можно считать молодым видом спорта, но динамично развивающимся. Довольно часто в Тюмень приезжают различного рода специалисты, известные тренеры. Они запросто могут прийти на занятие, оценить тренировку, высказать свои замечания. И зачастую все сходятся в мнении: у нас очень хороший набор детей.

Любой танец, и у фигуристов тоже,  начинается с музыки. Самое сложное в работе хореографа — подобрать музыкальный материал, следом приходит идея. Но ребята все разные — один более пластичный, другой ритмичный, третий энергичный… Задача хореографа вскрыть слабые моменты и показать самые сильные стороны, но при этом продолжать работать, развивать, прививать новые музыкальные направления. Подход к детям у нас исключительно индивидуальный.

В сегодняшнем арсенале хореографов огромный спектр, от классической музыки до хип-хопа. Раньше в катании музыка была фональной, легкий симфо-джаз.

Но требования в фигурном катании становятся все выше и выше, соответственно, изменились и требования к музыке. Сейчас при составлении программ фигуристов используется музыка из кинофильмов, мультфильмов, саундтреки, с недавнего времени разрешена музыка со словами.

С появлением новых направлений появились и новые специалисты, например, звукорежиссеры. Монтаж музыкального материала требует очень многих знаний, правил, и особенно трудно составлять музыку для произвольной программы.

Вот такой коллектив — тренер, хореограф, звукорежиссер —  и работает над тем, чтобы из обыкновенного мальчишки или девчонки со временем воспитать гармоничного, красивого, умного, интеллигентного человека и спортсмена.